Что такое профриски и как их оценить?
Оценка профессиональных рисков – это выявление опасностей и риска их возникновения для работника на его рабочем месте.
Обязанность работодателя по проведению процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209 и 212 Трудового кодекса РФ, а порядок управления профессиональными рисками определен в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
Раздел по управлению рисками включается в положение о системе управления охраной труда в организации (СУОТ).
Если коротко: законодательно работодателя обязали разработать СУОТ. СУОТ строится на основе всего, что связано с охраной труда. В положение о СУОТ основной раздел, напрямую влияющий на травматизм – управление профессиональными рисками.
В оценку рисков входят:
- Положение об управлении профессиональными рисками/внесение информации в СУОТ;
- Приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков;
- Реестр выявленных опасностей;
- Карты оценки профессиональных рисков;
- План мероприятий по управлению рисками.
Штраф за отсутствие положения о СУОТ в организации, а также непроведении оценки и разработки мер управления профессиональными рисками – от 50 000 до 80 000 рублей (КоАП РФ статья 5.27.1. часть).
Кратко разберем, что нужно сделать, чтобы оценить риски:
- Спланировать оценку рисков:
- определить ответственных за оценку рисков;
- создать команду (комиссию);
- издать приказ о проведении оценки рисков;
- выбрать методику (в целом\по подразделениям\по рабочим местам);
- Выявить опасности и составить их перечень в целом по организации.
- Определить, кто может пострадать по каждому рабочему месту/подразделению – составить реестр опасностей.
- По каждой опасности определить тяжесть и вероятность.
- На основе полученных данных сделать оценку по выбранной методике.
- Оформить карты оценки рисков. Ознакомить с картами работников.
- Составить план мероприятий по управлению рисками, определить ответственных и сроки выполнения. Чем выше риск, тем быстрее нужно его устранить. Ознакомить ответственных с планом мероприятий.
- Внести всю информацию в раздел об управлении профрисками в СУОТ.
- Управлять рисками, выполняя план мероприятий.
- Периодически проводить повторную оценку рисков (например, установить периодичность проведения оценки рисков 1 раз в 3 года) и оценку остаточных рисков.
Проводить повторную оценку рисков при:
- введении нового оборудования;
- создании новых рабочих мест;
- после произошедших несчастных случаев;
- после получения информации о рисках от работников.
Подробно процедуру оценки рисков мы разобрали в нашем курсе, посвященном профрискам.